5 Маланок: Белелуя, Горошова, Устье, Чагор, Вашковцы

Ох, как же это хорошо, что святую Меланию чествуют только один раз в году, а маланок в январе можно увидеть несколько. Потому что одна маланка в год — мало. Ну совсем мало! А все традиции празднования дня святого Василия и Мелании в некоторых селах начинают отмечать уже утром 13 января,в других — в тот же день, но с первой звездой, под вечер; а еще где-то апофеоз народного карнавала приходится на полдень 14 января. И это мы еще не упомянули о Герцаевском районе Черновицкой области (там маланку отмечают в новогоднюю ночь) и громкий Маланка-фест, проходящий в Черновцах ежегодно 15 января.

Увидеть Маланку можно в турах:

О самой главной маланке страны мы уже писали (см. статью о Красноильске), но стоит вспомнить и маланку белелуйську.

Белелуя

Начнем с маланки покутской. Снятинский район в Прикарпатье соседствует с Буковиной. Кажется, что повторений и проникновений обычаев избежать не удастся. Но нет! Самая знаменитая, самая громкая и самая оригинальная из покутских маланок — белелуйская — вещь абсолютно в себе и а-а-абсолютно уникальна. И ( а это важно!) добраться туда довольно просто. От высоченной стрелы Снятинской ратуши до первых домов села Белелуя и 10 км не будет.

Лучше всего оказаться в Белелуи тогда, когда утро начнет перетекать в день. Только учитывайте календарь: маланка — ритуал древний, но в него могут внести изменения другие обычаи. Например, в 2019 году, парад участников и знаменитые поединки маланкарей были перенесены на несколько часов: ждали, пока выйдет народ из храма – воскресенье, все же.

13 января, поздним утром, в разных углах большого села формируются колонны маланкарей. Их уже высматривают вдоль дорог крестьяне. Впереди — главные герои праздника: Василий и Маланка. За ними — уважаемые Хозяин с Хозяйкой. Далее цепочка детворы в костюмах врачей и полицейских. Хотя нет, реформа полиции маланки еще не коснулась. Поэтому на детях — старая, еще советского образца милицейская униформа. Далее идут те, кого больше всего любят фотографы: Медведи. В тяжелых одеждах из тростника, с лентами патриотических цветов, а вместо морды у них — противогаз. Далее синие и языкастые — это Черти с вилами в руках. В белой одежде — самые жуткие костюмы на празднике – смерти, но маска эта вполне традиционна.

В полдень на площади у Железного моста собираются все жители села, чтобы поболеть за переодетых участников со своей части села во время битв Медведей, Чертей, Жидов и Смертей. Перед битвой мужчины поют традиционные маланкарские песни в своей части села. Да, не ребята в масках чертей или смертей, а уважаемые мужчины в обычной одежде, которым в силу возраста и статуса маланкарничать уже не прилично. Вот она, связь поколений.

На площади в три раунда борются между собой маланки Большого Кута, Сокивны и Берестова. И какие же там кипят страсти! Так горячо, как болеют здесь за своих, не болеют даже на мировых чемпионатах по футболу! Хоть выиграл парень, хоть проиграл, а после битвы его подбрасывают в небо: не побоялся, пошел защищать честь угла.

В Белелуи почти нет современных масок, здесь в большом почете традиционные персонажи. Наверное, поэтому здесь нет и надоедливых границ с фальшивыми милиционерами, и различных чудовищ, которые выманивают деньги у водителей. Только самые маленькие из участников ритуала, переодетые в автоинспекторов, могут остановить машину и «выписать штраф», а юные «врачи»- выписать рецепт на лекарства. От них можно откупиться конфетами. Если знакомую машину встретит колонна взрослых Чертов и Смертей, могут покачать машину. День сегодня такой, сегодня — можно.

В местные Медведи идут только крепкие юноши, потому что носить тяжелый костюм непросто. Именно медвежьи битвы начинают каждый раунд боев на сельской площади. Большое внимание в костюме уделяется поясу. Это кусок железной цепи, окрашенный в разные цвета. По старому обычаю, во время состязания соперник пытается просунуть руку под пояс противника и повалить его на землю. Поэтому перед битвой ремни затягивают как можно туже.

После нескольких часов изнурительных поединков Маланки возвращаются в свои части села и обходят все дома, где живут незамужние девушки.
Судьи собирают деньги со зрителей во время соревнований и на них нанимают музыкантов и устраивают сельские танцы. Днем — для детей, вечером — для взрослых. Забава длится три дня и три ночи — на каждом из трех углов села.

Увидеть все это действо можно в туре:

Горошова- Устье

А наш праздник продолжится в соседней области — Тернопольской. Самая знаменитая из подольских маланок начинается ежегодно 13 января после восьми вечера в помидорной столице Борщевского района — селе Горошова вблизи Мельницы-Подольской . От Черновицкой области село отделяет лишь Днестр. Моста здесь нет, но обычаям мосты и не нужны — сами на соседний берег переберутся. На Буковине это село, где весной земли за теплицами не видно, называют Денежным: трудно работать и хорошо зарабатывать здесь умеют. А еще умеют праздновать.

Чуть ли не вся Тернопольщина приезжает сюда ежегодно 13 января. И готовьте мелочь: по дороге в село туристов ждут импровизированные, но очень наглые КПП со шлагбаумами. Не заплатишь нескольких гривен — не поедешь. Торговаться можно и, наверное, нужно: где-то на пятом блок-посту начинаешь воспринимать это не как элемент праздника, а как надоедливый новогодний рэкет.

Соседнее село Устье, год за годом провожая кортежи автомобилей вечером 13 января на Горошову, тоже не выдержало — и уже добрых лет 10 проводят маланку у себя почти так же масштабно. В обоих селах действа проходят как на улицах, так и на сценах. Местная версия происхождения праздника такова: когда-то здесь жила Маланка-красавица. Ее любимого забрали в армию на 25 лет. И богачи, и купцы, и простые местные красавцы присылали к Маланке сватов, но она ждала своего любимого четверть века. Не дождалась — пришло известие, что ее солдат погиб.

Маланкой выбирают симпатичного парня, которого переодевают в женские народные одежды. Местная гордость — уникальная Борщевская чорновышитая вышиванка. Парень вместе со своей свитой в ночь с 13 на 14 января ходит по селу, заглядывая в каждый дом, где живут незамужние девушки. Его обязанность — перетанцевать с каждой. Затем он поднимается на сельскую сцену. Правильно надеть Маланку умеют лишь несколько старушек в Горошовой. Самое сложное — правильно замотать старинный головной убор «пруг» длиной два метра.

На традиционном конкурсе костюмов после концерта можно увидеть пиратов, папуасов, индейцев, популярные маски известных политиков. Высмеиваются все острые, наболевшие темы — правда, юмор здесь, к сожалению, корнями из разношерстных «кварталов». И Устьем, и Горошовой ездят машины-платформы. На Крещение ребят, которые выполняли роль Маланки, трижды погружают с головой в холодную днестровскую воду.

Хотя Маланка в Горошовой и разрекламированна на весь регион, самобытность здесь теряется под толстым слоем примитивных шуток, магазинных масок и костюмов из секонд-хенда. И все же встречаются здесь замечательные расшитые подольские жупаны и невероятного мастерства вышивки с черными рукавами.

Эти Маланки можно увидеть в туре:

Вашковцы

А утро 14 января лучше встретить в Вашковцах Вижницкого района, у подножия Карпатских гор. Это уже (наконец!) Черновицкая область, ведь нигде больше не празднуют маланку так активно, как на Буковине. В Вашковцах даже несколько лет назад открыли музей маланок, где можно увидеть костюмы и старинные маски из папье-маше.

По дороге будьте внимательны — хорошенько смотрите по сторонам — если повезет, увидите маланки и в других селах. К переодеванию и перевоплощению буковинцы подходят с невиданным в других регионах запалом. Бабы в ярких платках обметают пороги домов, широкоплечие «ангелы» приветливо машут водителям, и их крылышки, сделанные со старых штор, приветливо колышутся в такт. Музыканты со сверкающими на солнце трубами вереницей ходят за Чертями и Медведями.

Чем ближе к Вашковцам, тем медленнее становится движение транспорта. Вы уже догадались, почему? Надеюсь, несколько мелких купюр вам удалось скрыть от горошовских рэкетиров, потому что на них очень лакомы рэкетиры из окрестностей Вашковцев. Если удача не на вашей стороне, границы начнутся еще в селе Брусница. Хотя есть шанс доехать спокойно до Чертории, но там уж точно молодежь в карнавальных костюмах устроит облаву, останавливая машины и «штрафуя» водителей за трезвость.

По самой распространенной версии, еще в австро-венгерские времена тогдашний владелец Вашковцев граф Петрин щедро одаривал обладателя лучшей маланкарской маски. Аристократ искренне радовался смешному языческому обряду, а горожане и рады были стараться. Село Вашковцы на Василия превращались в яркий водоворот. Каждый мужчина (женщины не допускались) пытался удивить хозяина своим костюмом, а за это граф Петрин выставлял каждой команде по бочке пива.

В советские времена с Маланкой здесь боролись — и милицейскими рейдами, и пропагандистской работой. Все бесполезно. Древний дух зимнего карнавала оказался живучим и сильным. Давно нет СССР, а маланка жива. Гремит, смеется, поет, кричит от притворного страха, медленно движется тесными улицами на масштабных платформах …

Немного рекламы, немного вкуса, немного капиталовложений — и Вашковцы бесценным бриллиантом засияют среди зимних туров местных и зарубежных турфирм. Было бы желание. Местная распиаренная Маланка давно стала популярным туристическим маршрутом. Гостей в город приезжает все больше: Одесса и Киев, Черновцы и Львов отправляют десант на украинский карнавал. Припарковать где-то в центре машину в этот день будет нелегко. То, что в праздновании маланки принимают участие все жители Вашковцев от младенцев до стариков, и так понятно.

Как и во времена графа, так и в XXI веке, маланка не обходится без традиционных участников действа. Дед наливает каждому — ну, ПОЧТИ каждому, ок — водки. Баба выметает злых духов. Цыган водит на цепи Медведя. В каждом из углов поселка есть провод, куда входят парни и мужчины, которые уже отслужили в армии. Кто-то из них перевоплощается в Козака, кто-то — в Вулана (искаженное «улан»), кто-то становится Маланкой, а в пышной шапке с павлиным пером красуется Бук-Шандарь.

Самый главный в проводе Калфа. Вероятно, термин появился от восточного слова «калиф»: ведь Буковина вплоть до XVIII в. была под Османской Портой. Калфа продумывает костюмы и маршрут участников действа, а еще собирает «коляду». На эти деньги в былые времена компания гудела в корчме, а сейчас идет в кафе или ресторан.

Последние годы Вашковцы заполонили штампованные фабричные маски политиков и сказочных героев. К сожалению, самобытного становится все меньше, вульгарного — наоборот. Ситуацию спас главный конкурент Вашковцев на звание главной маланки страны. После нескольких сногсшибательных поражений Красной Маланки на черновицких Маланкафестах здесь задумались. Если старину так ценят, может стоит ее сохранить? Поэтому не волнуйтесь: Медведи в вывернутых овечьих тулупах и с ремнями с цепей будут бегать местными улочками, Бабы вооружатся вениками, а Деды уже запаслись водкой. Временный отход от традиций закончился и праздник постепенно возвращается к истокам. Это не может не радовать.

Обратите внимание на маски. В городе до сих пор их изготавливают вручную. Ведь важно, чтобы маланкаря не узнали. Попасть на майстрер-класс по изготовлению масок и в музей Маланки можно в течение всего года в туре «Черновцы — украинский Париж».

В австрийские времена Казаки подвязывались сине-желтым поясом, а во временя правления Румынии носить национальные цвета власть запрещала.

Переодетые маланкари еще ночью проведывали каждое подворье в своей части села, а если обошли стороной какой-то двор, это считалось позором для хозяев. А когда зашли — прячься! Мебель опрокинут, ворота снимут, сутолоки наделают, пса с привязи спустят, к дочери будут приставать, хозяина побьют веником, а еще водой обольют — а бедняга должен еще и вознаградить весельчаков. Правда, границу старались не переступать.

Это все — ночные забавы для своих. Нам, туристам, остается смотреть парад переодетых на улице , фотографировать их купание под вечер в ручейке с обнадеживающим названием Теплица.

Название названием, а на дворе январь. Но не искупаться маланкарям нельзя. По народным преданиям, после двухдневного «отрыва» может вырасти хвост, и поп в церковь не пустит. Так что все грехи — в воду.

Местные маланкари давно поняли, что политическая сатира пользуется у зрителей большим спросом. В 2002 году Вашковцы посетил Бен Ладен. На Переберию-2005 на собственном Майдане вашковчане устроили очередное переголосование, возили в клетке Януковича и Кучму и забрасывали единого кандидата от власти яйцами. Что будут высмеивать на нынешней Маланке, уже можно догадаться. Хотя это и не смешно. Единственная надежда — на будущие изменения. Весна — придет. Вслед за Маланкой. Уже недолго ждать.

Посетить Маланку в Вашкивцах можно вместе с нами в турах:

Коровия, Молодия и Чагор

Живет обычай — живет и маланка, но с течением времени трансформируется и она. Чем является праздник маланки, когда убрать с неё традиционный компонент, демонстрируют села Коровия, Молодия и Чагор, взявших Черновцы в осаду с юга и востока.

О народных костюмам здесь и не спрашивайте — не этим села славятся. Главное внимание — машинам-платформам. И каких здесь только нет! Ежегодно маланкари на своих грузовиках переоборудованных в лайнеры, колесницы или самолеты, осуществляют набег на областной центр, наматывая круги между главным автовокзалом и гостиницей «Черемош».

Фантазии здесь не занимать, фото для инстаграмм выйдут на фоне платформ просто великолепно, хотя — чего греха таить — те, кто относится к фольклору серьезно, на такое осовременивание обычая только удивленно пожимают плечами. Все коровийско-молодийско-чагорские машины можно увидеть и 15 января в центре Черновцов, во время ежегодного и громкого Маланкафеста в турах:


Все лучшие Маланки Буковины и Галичины можно увидеть собственными глазами в таких турах:

(Visited 175 times, 1 visits today)
Поділитись з друзямиEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on LinkedIn
Linkedin
Pin on Pinterest
Pinterest




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.