Если вы это читаете, значит, такой Маланки у вас нет. Ничего страшного: ТАКОЙ Маланки больше нет нигде в Украине. Тем она и уникальна и вы правильно сделали, что заинтересовались ею. Свято Маланки та Василя перевернет все ваши представления о Карпатах, о нравах жителей гор и их древних сохраненных ритуалах, о внутреннем туризме,в конце концов — и наши туры: «На Красную и Вашковскую Маланку» и «На Маланку в Красноильск + Маланка Фест» вы запомните надолго.
Заметка для туриста
Но прежде чем мы разберемся в действующих лицах и порядке действий, небольшая заметка для туриста.
1. Первое, оно же главное правило поведения туриста на Красной Маланке очень простое: созерцайте и наслаждайтесь. Не обязательно анализировать увиденное, достаточно почувствовать его эмоционально, отдаться ритму песни Ursu ( «Медведь»), что эхом отражается в этот день от домов и заборов — и позаботиться, чтобы в ваших фотокамерах было достаточно места. Фотографировать в этот день вы будете очень много.
2. Второе правило поведения туриста на Маланке следующее: не пытайтесь принять участие.
В отличие от итальянских или французских карнавалов, немецких фастнахов и фашиноив, Маланка в Красном будет напоминать карнавал только новичку, первооткрывателю (для себя, конечно) этого древнего обычая.
Следует знать, что действие совершается не для туристов. Перед нами реальный, живой, дышащий тестостероном языческий ритуал, древний и могучий, как карпатские горы вокруг поселка. Здесь все происходит так же, как десятки (а порой и сотни) лет назад.
Да, обычай модернизируется, все меньше юношей и мальчиков хотят принимать в нем участие, все труднее им дается изготовление костюмов. Порой кажется, что можно пойти по пути наименьшего сопротивления: надеть готовую резиновую маску мармузы Шрека, затариться ярким тряпьем в секонд-хенде.
Но в Красноильске все еще много самобытности, той, от которой тают сердца этнографов и фольклористов. Поэтому лучше сдержать желание приехать сюда в шапке в виде Пикачу или в костюме мушкетера. Маланкарское шествие будет вас вежливо игнорировать, а вы сами будете чувствовать себя одетым неуместно.
Ритуал — это всегда священодействие, даже когда в нем участвуют несколько сотен юношей. Так же, как не стоит надевать самодельные ризы в церковь, так не стоит и в Красную ехать как на маскарад.
3. Наконец, третье правило туриста, которое сэкономит вам немного нервов и несколько гривен в кармане: будьте готовы к границам, но относитесь к ним трезво. Любая популярность имеет обратную, темную сторону. Красная маланка — самая масштабная в пределах страны — и на ней уже несколько лет паразитируют маланкарские флибустьеры. О, даже не сомневайтесь: вы обязательно их увидите. Да что там увидите, они вам успеют надоесть до чертиков, эти черти в полицейской униформе со своими самодельными и достаточно масштабными шлагбаумами.
В некоторые годы пиратские поборы начинаются уже от села Буденец, следующего за Сторожинцем. Иногда — если повезет — требовать деньги за проезд вашего авто будут только с Чудою. В любом случае, если на первой границе у туристов еще горят глаза ( «О, маланка, маланка началась!»), на втором восторг исчезает.
Энтузиазм пропадает на третьем, на четвертом поднимает голову жадность (и сколько же можно им платить?). Далее приходит черед раздражению. Лучше проходить границы с серьезным лицом без остановок. Сами маланкари к таким ряженых относятся очень скептически. К обычаю это не имеет никакого отношения: банальный рэкет с целью заработать себе на бутылку чего-то крепкоалкогольного. Или ящик. Или даже несколько ящиков. Следует иметь при себе очень мелкие купюры. Сувенирные бумажки в виде денег тоже могут пригодиться.
Действующие лица
С правилами разобрались, давайте разбираться с действующими лицами. Забудьте все, что знали о маланке сегодня. Никакой козы здесь не водят, тоскливых песен о девушке Маланке не поют. Главная роль в действе — у царей местных лесов, Медведей.
Костюмы у них могут быть из меха, и чаще всего изготовлены из тростника, который собирают ради такого действия за несколько месяцев до праздника. Диких зверей на железных цепях ведут улицам ярко одетые Цыгане. В самых амбициозных из них — по несколько медведей, а булава-машука, обязательный атрибут костюма, часто бывает огромных размеров.
Юноши и мальчишки (а в последние годы еще и девочки) в национальных костюмах — Короли и Королевы. Гендерная принадлежность определяется аксессуарами: у Королей — сабля в руках, а у Королев — сумочка. Ряды бус на высоких шапках-коронах, будто круги на срезе дерева, подскажут, сколько лет головному убору. Бывает так, и 40 рядов.
Рядом с королем и королевой шагают взрослые мужчины в костюмах Баб и Дедов. В руках у них длинные палки-костыли, которые они во время танцев поднимают высоко в воздух. В высоких цилиндрах, с дипломатами в руках шагают Евреи. Их сопровождают безумного вида Врачи — этим лучше на дороге не попадаться, вылечат от всех болезней раньше, чем вы успеете убежать.
В ярких платьях танцуют Цыганки — часто эта роль достается девочкам. В некоторых местах сохранился образ Всадника или Лошади. Во главе каждой маланки идет молодой человек в черной куртке и меховой шапке. Это Комендант, самая авторитетная фигура на Красноильской Маланке. Он собирает группу меланкарей, распределяет роли между участниками, собирает деньги у хозяев дворов, куда пришла маланка. На семью коменданта ложится непростая обязанность — подготовить для всех действующих лиц блюда и выпивку.
Место проведения- Красноильск
Уже знаем, кто есть кто и теперь стоит познакомиться с Красноильском. Это один поселок, а маланок в нем целых пять — и все разные, у всех по-разному выглядят знаменитые тростниковые Медведи.
Немаленький поселок (почти 11 тыс жителей) будто-бы из разных лоскутков был cшит из нескольких отдельных сел еще в ХVIII веке. Названия тех поселений сохранились в названиях углов, которые готовят каждый свою маланку. Ближе всего к въезду в поселок расположена Верхняя Путна. О, местная маланка это радость для глаз. Она очень пестрая и красочная! Местные медведи с середины ХХ века выглядят круглыми стогами сена. А их Цыгане щедро с ног до головы украшены цветными лентами. Булавы-Машук здесь не слишком гипертрофированных размеров.
Очень часто колонна местных меланкарей, прежде чем отправиться в длинный поход в поселковый совет, разогревается, распевается во дворе единственной на весь поселок пятиэтажки. Именно здесь постоянно стоят настоящие полицейские — и бывает так, что здесь останавливают и дальше не пропускают машины туристов.
Следующей будет Нижняя Путна. Именно ее больше всего фотографируют, именно она приводит в восторг женщин. Перемазанные пеплом полуголые викинги в мехах, эпические воины в цепях — Цыгане здесь часто полуобнаженные, их булавы — самые большие по размерам. Медведи, также как у других, напоминают стог сена. Другие маланкари к ним относятся довольно скептически, считая, что здесь в погоне за фотогеничностью забыли о старине. Но выглядят местные Цыгане все равно очень интересно. Увидите: о)
С улиц, которые вливаются в центральную дорогу слева, ближе к обеду вынырнет маланка из углов Тражаны и Дял. Их Медведей иногда называют крылатыми. И эти широкие, порой до 6 м в ширину отростки — это не крылья, а медвежьи плечи. Так обыгрывается один из куплетов гимна маланки, Ursu, где поется, как пойманного медведя вели в село с привязанной елью к передним лапам.
Невероятную эпичность крылатых Медведей немного нивелируют пластиковые цветы и новогодний дождик, которыми украшены камышовые костюмы. Такой наряд весит до 100 кг, поэтому Медведи с Дялу и Тражан часто останавливаются и садятся или ложатся на отдых. Подняться в камышовых штанах самому невозможно — Медведя, который немного отдохнул и перекусил, поднимают на ноги двое мужчин.
Цыгане в Тражанах носят красные брюки и платки, а на голове – банданы.
Наконец, дальше от въезда, уже на холме, находится угол Сус, хранитель заветной самобытности. Лапы, или же плечи, местных медведей не пугают размерами, а напоминают по формам камышовое сердечко. На головах у Медведей – кучки, а под подбородком- белая косынка: чтобы сухая трава не колола лицо. Цыгане в кожанках и шапках-кучмах с небольшими булавами, украшенными красными кисточками, во время танца часто заскакивают на Медведей, которые лежат головой вниз. Это выглядит немного жутко, но очень мощно.
Еще несколько слов о древнем сценарии местной маланки. Сначала Комендант спрашивает у хозяев ( здесь ВСЕ на румынском языке) разрешения пустить маланку в дом. Конечно же, пускают! Тогда первыми идут танцевать Деды и Бабы, весело подпрыгивая с костылями. Далее Короли и Королевы поют в кругу «Оду Единения» Васили Александри — бывший гимн Румынии и даже (в 1991-94 гг.) Молдовы. Далее приходит время Евреев и Врачей. Ох и наделают они убытков, ох, и бешеные же у них шутки!
Наконец, кульминация: во двор заходят Медведи со своими погонщиками-Цыганами. Рев, воинственные возгласы, короткая битва. Звучит Ursu — и поют его все – маланкари, гости и хозяева. После этого Комендант вслух объявляет сумму, которую хозяин пожертвовал Маланке. Сумма это немалая — от 300 гривен.
А дальше ждет уже новое подворье — и праздник продолжается. Из года в год, изначально, пока стоят эти седые Карпаты вокруг Красной.
Полезная информация о Красноильской Маланке:
Дата проведения: ежегодно — начинается вечером 13 января праздник Маланки (Меланки, Малании), заканчивается под вечер 14 января (Василия).
Место проведения: Черновицкая область, Сторожинецкий район, пгт. Красноильск (маланка Черновцы).
Время проведения: Маланкари сходятся в 14:00 на центральную улицу поселка Красноильск и заходя во всю дворы идут на площадь перед поселковым советом, где ориентировочно в 17:00 собираются все группы и происходит общее празднование окончания праздника Маланки.
GPS: 48.016741, 25.578162
Приглашаем увидеть и насладиться пятью уникальными Маланками из разных углов Красноильска в наших турах: 5 Маланок Галиции и Буковины» та «На Маланку в Красноильск + Маланка Фест».