Санокский повят
Санокский повят — терновник, скрывающий в себе много тайн и хранящий сокровища украинского прошлого. Долина реки Сан с севера ограничивается грядою Соленых гор, местом древнего соляного промысла, а на юге – западной частью Карпат, Низким Бескидом. В княжеские времена именно этими землями проходил Венгерский путь, то есть дорога из Руси в Венгрию. Ее контролировала сеть укрепленных городищ, а в Саноке располагался военный лагерь. В позднем средневековье уже под контролем Королевства Польского массово появлялись села, основными жителями которых были русины-украинцы (сейчас мы называем их лемки, надсянцы и бойки). Они создали свою самобытную культуру, с которой можно познакомиться во время нашего путешествия. Несмотря на все драматические события XX века, когда восток и юг Польши пытались оставить без украинского большинства, аутентичная украинская жизнь частично сохранилась и развилась. Несмотря на то, что часть церквей была утрачена в водовороте событий Второй мировой войны, здесь можно посетить оригинальные деревянные храмы, относящиеся к восточнолемковскому и среднелемковскому типу сакрального строительства, осмотреть сохранившиеся росписи в национальном стиле, столь популярные в первой половине XX века. 14 храмов на территории Санокского повята сейчас принадлежат греко-католической и православной Церкви Польши.
Załuż “Залужье”
На краю гряды Соленых гор, откуда открывается вид на долину Сану, сохранились руины средневекового замка Собень. Замок был возведен еще в княжеские времена с целью охраны торгового пути вдоль Сана и с 1389 года находился в собственности шляхетского рода Кмитов. В XV и XVI веках его дважды разрушали венгерские войска, и в XVI веке Кмиты продали твердыню семье Стадницких. Однако к тому времени объект уже утратил свое стратегическое значение и больше не возродился. Последними владельцами Собеня была семья Красицких (до 1939 г.). До наших дней сохранились фрагменты въездных ворот.
Hłomcza “Гломча”
В этом древнем селе расположен один из немногих действующих греко-католических храмов – деревянная церковь Собора Пресвятой Богородицы (1859 г.) с сохранившимся иконостасом и каменной колокольней. Церковный двор, по традиции того времени, был окружен стеной и обсажен деревьями. Два дуба, которые имеют почтенный возраст около 800 и 700 лет, получили от местных жителей имена Кирилл и Мефодий и являются сейчас памятниками природы.
Dobra “Добра”
Село Добра – колыбель шляхетского русского рода Добрянских. Первые поселенцы были слугами королевского замка в Саноке. Считая себя шляхтичами согласно давним русским традициям, на основании рыцарского права и наличия позволения на основание села, Добрянские около 150 лет защищали свой социальный статус перед поляками как оружием, так и в судах.
Церковь, расположенная в центре села, своими чертами характеризует архитектуру оборонительного типа. Наиболее интересным объектом комплекса является башня-колокольня XVII века, на втором ярусе которой расположена отдельная надвратная церковь Воздвижения Честного Креста. Центральный храм Обрезания Господнего известен с 1879 года (вероятно, был возведен на месте предыдущей святыни ).
Czerteż “Чертиж”
Это село в окрестностях Санока является знаковым для украинского прошлого тем, что оно дало миру многих известных людей, прежде всего представителей духовенства. Например, семья Котов, из которой происходят поэт Богдан-Игорь Антонич (его дед покоится на церковном кладбище) и исследователь Лемковщины Юлиан Тарнович-«Бескид». В Чертеже сохранилась старейшая в Санокском повяте деревянная церковь Преображения Господня (1740-1742 гг.).
Sanok “Санок”
Живописный город над Саном, бывшая княжеская твердыня на Венгерском пути, тоже имеет чем заинтересовать гостей. Стоит осмотреть сецессионную застройку площади Рынок, францисканский костел Преображения Господня (XVII-XIX вв.), православную церковь Пресвятой Троицы (1784-1789 гг.), синагогу и ренессансно-классицистический королевский замок (1523-1548 гг.) В здании замка сегодня находится Исторический музей, в фондах которого хранится одна из самых больших коллекций старых украинских икон в Польше.
Обязательно посетите и Музей народной архитектуры на правом берегу Сана, в нем представлены традиционные образцы лемковской и бойковской сакральной и хозяйственной архитектуры, а также коллекция старых украинских икон.
Mokre “Мокрое”
В целом рядовая сельская местность интересна для туристов из Украины тем обстоятельством, что является одним из немногих в Санокском повяте, где до сих пор проживает община украинцев-автохтонов. Они формируют украинский анклав в польской среде, имеют постоянно действующий украинский приход, частную школу с факультативным изучением украинского языка и культуры, а местный ансамбль «Ославяне» отмечает в 2022 году свое 50-летие. В Мокром ежегодно в конце июля проходит фестиваль украинской культуры «Праздник культуры над Ославой».
Morochów “Морохов”
Здесь сохранилась замечательная и действующая церковь Сретения Господнего (1837 г.), принадлежащая православной общине. Интересен также церковный двор, обнесенный каменным забором, а в нем живописная входная калитка.
Szczawne "Щавно"
В новейшей истории украинского народа Щавно связано с трагическими событиями акции «Висла». Именно отсюда 29 апреля 1947 года был отправлен первый эшелон с депортированными украинцами на север и запад Польши. Сейчас об этом напоминает крест, установленный в 70-летие депортации. Местная православная церковь Успения Пресвятой Богородицы (1888 г.) является прекрасным памятником единства украинского народа, поскольку хранит настенные росписи, выполненные в 1920-х годах художниками-эмигрантами из центральной Украины, владельцами иконописной мастерской «Возрождение» в Перемышле.
Rzepedź "Репедь"
Село Репедь демонстрирует связь русинов, селившихся с обеих сторон Карпат. В Мармарощине, в нынешней Румынии, есть украинская деревня с таким же названием. По-русски слово «repede» означает «быстрый поток». В 1970-х годах депортированные в рамках акции «Висла» жители, которым удалось вернуться в родное село, под руководством о. Теодора Майковича, более позднего епископа УГКЦ, восстановили церковь Перенесения мощей Св. Николая (1824 г.) и возродили тут украинскую жизнь.
Turzańsk "Туринское"
Здесь находится деревянная православная церковь Архистратига Михаила (1801-1803 гг.), которая в группе «Деревянные церкви в Карпатском регионе» внесена в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО. Она является образцом так называемого восточнолемковского типа сакральной архитектуры, распространённого на юге Санокского повята.
Wisłok Wielki “Вислок Великий”
Самое большое село Санокского повята, расположенное недалеко от польско-словацкой границы, в княжеские времена здесь, вероятно, был один из пограничных пунктов. В древности Вислок состоял из двух частей: Вислока Верхнего и Нижнего. В деревне сохранилась одна из двух церквей (св. Онуфрия в Вислоке Верхнем, 1850-1853 гг.). В 1998 году в храме были обнаружены тайники с документами прихода, которые стали основой местного мини-музея церковного искусства.
Komańcza "Команча"
Благодаря географическому расположению Команча выполняет роль локального туристического центра на юге Санокского повята. Здесь можно ознакомиться с двумя церквями: православной, отстроенной заново после пожара в 2006 году, и греко-католической, перенесенной в 1988 году из с. Дудинцы. Римско-католические святыни представлены костелом (1950 г.) и монастырем назаретянок (1928 г.). В Команче есть украинское сообщество, подавляющее большинство которого составляют украинцы, вернувшиеся после депортации 1947 года. Важным центром культурной и религиозной жизни для украинцев из Польши является общество Сарепта, которое с 1990 года содержит в Команче одноименный реколлекционно-образовательный комплекс.
Команча и Вислок сыграли важную роль в истории национально-освободительной борьбы украинцев после Первой мировой войны. В ноябре 1918года здесь было создано Вислицко-Команецкую республику, которая провозгласила вхождение в Западноукраинскую Народную Республику. Сегодня об этом напоминает памятный знак на кладбище в Команче.
Radoszyce "Радошице"
На самой польско-словацкой границе, у дороги на Меджилаборце, расположилось село Радошице. На холме над селом виднеется деревянная церковь св. Димитрия (1868 г.) с каменной колокольней, а на южной окраине села стоит скромная часовня. Сейчас, как и в давние времена, эта часовня собирает многолюдные паломничества поляков и украинцев, поскольку расположена над чудотворным источником в месте, где сливаются воедино три потока (редкое природное явление). Радошицкий источник имеет довольно богатую историю чудес и оздоровлений.
Smolnik "Смольник"
В этом поселении, основанном в 1501 году Юрком и Яцком Кульчицкими, шляхтичами-русинами из Кульчиц возле Самбора, расположена каменная церковь Перенесения мощей Св. Николая (1806 г.), единственная, сохранившаяся после Второй мировой войны на юге Санокского повята . В 1939 году, по случаю 950-летия крещения Руси-Украины, храм заново расписали в национальном стиле. Теперь он выполняет функцию костела.