можно взять с собой бутерброды, чтобы перекусить во время стоянки автобуса на украинско-польской границе.
-
Фото
-
Карта





















Замок Собень, панорамы Сана, Санок, Команча, Гломча, Чертиж, Морохув, Щавно, Репедь, Туринское, Вислок, Радошице, Смольник

1 день: выезд из Львова (06:00) – Смольник–Krościenko (пересечение границы) – Załuż “Залужье” (осмотр руин замка и панорамы реки Сан) – Hłomcza “Гломча” (церковь, дубы) – Dobra “Добра”(церковь) – Czerteż “Чертиж”(церковь) – Sanok “Санок”(обед, экскурсия по скансену и историческому музею в замке, прогулка центром города) – Mokre “Мокрое” (прогулка по селу) – Сянокский повят(поселение, ужин).
2 день: завтрак и выезд (08:00) – Morochów “Морохов” (церковь) – Szczawne “Щавно” (церковь) – Rzepedź “Репедь” (церковь) – Turzańsk “Туринское” (церковь) – Wisłok Wielki “Вислок Великий” (церковь) – Komańcza “Команча”(осмотр мурала и храмов, обед) – Radoszyce “Радошице”(церковь) – Smolnik “Смольник”(церковь) – Krościenko–Смольница (пересечение границы) – Львов (возвращение в 00:00-02:00).
г. Львов, пл. Дворцовая, 1, Главный Железнодорожный Вокзал, стоянка автомобильного транспорта

Санокский повят — терновник, скрывающий в себе много тайн и хранящий сокровища украинского прошлого. Долина реки Сан с севера ограничивается грядою Соленых гор, местом древнего соляного промысла, а на юге – западной частью Карпат, Низким Бескидом. В княжеские времена именно этими землями проходил Венгерский путь, то есть дорога из Руси в Венгрию. Ее контролировала сеть укрепленных городищ, а в Саноке располагался военный лагерь. В позднем средневековье уже под контролем Королевства Польского массово появлялись села, основными жителями которых были русины-украинцы (сейчас мы называем их лемки, надсянцы и бойки). Они создали свою самобытную культуру, с которой можно познакомиться во время нашего путешествия. Несмотря на все драматические события XX века, когда восток и юг Польши пытались оставить без украинского большинства, аутентичная украинская жизнь частично сохранилась и развилась. Несмотря на то, что часть церквей была утрачена в водовороте событий Второй мировой войны, здесь можно посетить оригинальные деревянные храмы, относящиеся к восточнолемковскому и среднелемковскому типу сакрального строительства, осмотреть сохранившиеся росписи в национальном стиле, столь популярные в первой половине XX века. 14 храмов на территории Санокского повята сейчас принадлежат греко-католической и православной Церкви Польши.
На краю гряды Соленых гор, откуда открывается вид на долину Сану, сохранились руины средневекового замка Собень. Замок был возведен еще в княжеские времена с целью охраны торгового пути вдоль Сана и с 1389 года находился в собственности шляхетского рода Кмитов. В XV и XVI веках его дважды разрушали венгерские войска, и в XVI веке Кмиты продали твердыню семье Стадницких. Однако к тому времени объект уже утратил свое стратегическое значение и больше не возродился. Последними владельцами Собеня была семья Красицких (до 1939 г.). До наших дней сохранились фрагменты въездных ворот.
В этом древнем селе расположен один из немногих действующих греко-католических храмов – деревянная церковь Собора Пресвятой Богородицы (1859 г.) с сохранившимся иконостасом и каменной колокольней. Церковный двор, по традиции того времени, был окружен стеной и обсажен деревьями. Два дуба, которые имеют почтенный возраст около 800 и 700 лет, получили от местных жителей имена Кирилл и Мефодий и являются сейчас памятниками природы.
Село Добра – колыбель шляхетского русского рода Добрянских. Первые поселенцы были слугами королевского замка в Саноке. Считая себя шляхтичами согласно давним русским традициям, на основании рыцарского права и наличия позволения на основание села, Добрянские около 150 лет защищали свой социальный статус перед поляками как оружием, так и в судах.
Церковь, расположенная в центре села, своими чертами характеризует архитектуру оборонительного типа. Наиболее интересным объектом комплекса является башня-колокольня XVII века, на втором ярусе которой расположена отдельная надвратная церковь Воздвижения Честного Креста. Центральный храм Обрезания Господнего известен с 1879 года (вероятно, был возведен на месте предыдущей святыни ).
Это село в окрестностях Санока является знаковым для украинского прошлого тем, что оно дало миру многих известных людей, прежде всего представителей духовенства. Например, семья Котов, из которой происходят поэт Богдан-Игорь Антонич (его дед покоится на церковном кладбище) и исследователь Лемковщины Юлиан Тарнович-«Бескид». В Чертеже сохранилась старейшая в Санокском повяте деревянная церковь Преображения Господня (1740-1742 гг.).
Живописный город над Саном, бывшая княжеская твердыня на Венгерском пути, тоже имеет чем заинтересовать гостей. Стоит осмотреть сецессионную застройку площади Рынок, францисканский костел Преображения Господня (XVII-XIX вв.), православную церковь Пресвятой Троицы (1784-1789 гг.), синагогу и ренессансно-классицистический королевский замок (1523-1548 гг.) В здании замка сегодня находится Исторический музей, в фондах которого хранится одна из самых больших коллекций старых украинских икон в Польше.
Обязательно посетите и Музей народной архитектуры на правом берегу Сана, в нем представлены традиционные образцы лемковской и бойковской сакральной и хозяйственной архитектуры, а также коллекция старых украинских икон.
В целом рядовая сельская местность интересна для туристов из Украины тем обстоятельством, что является одним из немногих в Санокском повяте, где до сих пор проживает община украинцев-автохтонов. Они формируют украинский анклав в польской среде, имеют постоянно действующий украинский приход, частную школу с факультативным изучением украинского языка и культуры, а местный ансамбль «Ославяне» отмечает в 2022 году свое 50-летие. В Мокром ежегодно в конце июля проходит фестиваль украинской культуры «Праздник культуры над Ославой».
Здесь сохранилась замечательная и действующая церковь Сретения Господнего (1837 г.), принадлежащая православной общине. Интересен также церковный двор, обнесенный каменным забором, а в нем живописная входная калитка.
В новейшей истории украинского народа Щавно связано с трагическими событиями акции «Висла». Именно отсюда 29 апреля 1947 года был отправлен первый эшелон с депортированными украинцами на север и запад Польши. Сейчас об этом напоминает крест, установленный в 70-летие депортации. Местная православная церковь Успения Пресвятой Богородицы (1888 г.) является прекрасным памятником единства украинского народа, поскольку хранит настенные росписи, выполненные в 1920-х годах художниками-эмигрантами из центральной Украины, владельцами иконописной мастерской «Возрождение» в Перемышле.
Село Репедь демонстрирует связь русинов, селившихся с обеих сторон Карпат. В Мармарощине, в нынешней Румынии, есть украинская деревня с таким же названием. По-русски слово «repede» означает «быстрый поток». В 1970-х годах депортированные в рамках акции «Висла» жители, которым удалось вернуться в родное село, под руководством о. Теодора Майковича, более позднего епископа УГКЦ, восстановили церковь Перенесения мощей Св. Николая (1824 г.) и возродили тут украинскую жизнь.
Здесь находится деревянная православная церковь Архистратига Михаила (1801-1803 гг.), которая в группе «Деревянные церкви в Карпатском регионе» внесена в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО. Она является образцом так называемого восточнолемковского типа сакральной архитектуры, распространённого на юге Санокского повята.
Самое большое село Санокского повята, расположенное недалеко от польско-словацкой границы, в княжеские времена здесь, вероятно, был один из пограничных пунктов. В древности Вислок состоял из двух частей: Вислока Верхнего и Нижнего. В деревне сохранилась одна из двух церквей (св. Онуфрия в Вислоке Верхнем, 1850-1853 гг.). В 1998 году в храме были обнаружены тайники с документами прихода, которые стали основой местного мини-музея церковного искусства.
Благодаря географическому расположению Команча выполняет роль локального туристического центра на юге Санокского повята. Здесь можно ознакомиться с двумя церквями: православной, отстроенной заново после пожара в 2006 году, и греко-католической, перенесенной в 1988 году из с. Дудинцы. Римско-католические святыни представлены костелом (1950 г.) и монастырем назаретянок (1928 г.). В Команче есть украинское сообщество, подавляющее большинство которого составляют украинцы, вернувшиеся после депортации 1947 года. Важным центром культурной и религиозной жизни для украинцев из Польши является общество Сарепта, которое с 1990 года содержит в Команче одноименный реколлекционно-образовательный комплекс.
Команча и Вислок сыграли важную роль в истории национально-освободительной борьбы украинцев после Первой мировой войны. В ноябре 1918года здесь было создано Вислицко-Команецкую республику, которая провозгласила вхождение в Западноукраинскую Народную Республику. Сегодня об этом напоминает памятный знак на кладбище в Команче.
На самой польско-словацкой границе, у дороги на Меджилаборце, расположилось село Радошице. На холме над селом виднеется деревянная церковь св. Димитрия (1868 г.) с каменной колокольней, а на южной окраине села стоит скромная часовня. Сейчас, как и в давние времена, эта часовня собирает многолюдные паломничества поляков и украинцев, поскольку расположена над чудотворным источником в месте, где сливаются воедино три потока (редкое природное явление). Радошицкий источник имеет довольно богатую историю чудес и оздоровлений.
В этом поселении, основанном в 1501 году Юрком и Яцком Кульчицкими, шляхтичами-русинами из Кульчиц возле Самбора, расположена каменная церковь Перенесения мощей Св. Николая (1806 г.), единственная, сохранившаяся после Второй мировой войны на юге Санокского повята . В 1939 году, по случаю 950-летия крещения Руси-Украины, храм заново расписали в национальном стиле. Теперь он выполняет функцию костела.


- проезд комфортабельным автобусом;
- сопровождение гида-экскурсовода;
- экскурсионное обслуживание в туристических объектах;
- страхование на время поездки;
- проживание.
- входные билеты в туристические объекты;
- питание.
- Детям до 6 лет (включительно), при сопровождении 2-х взрослых и без отдельного места в автобусе и при проживании - бесплатно
- Детям до 12 лет (включительно) и лицам с инвалидностью I и II групп (при наличии удостоверения): скидка от общей стоимости тура – 100 грн./чел.
- Участникам БД/ООС (при наличии удостоверения): скидка 30% от стоимости тура

Музей народной архитектуры (скансен) в Саноку: общий, пенсионный, студенческий – 20 Zl, ученический – 15 Zl.
Исторический музей в замке г. Санок: общий, пенсионный, студенческий – 22 Zl, ученический – 15 Zl.

- Для путешествия необходимо иметь биометрический паспорт или паспорт с действующей шенгенской визой и чистым местом для штампов и печатей. Для детей нужно иметь отдельный загранпаспорт.
- Просим туристов, имеющих собственную страховку на срок поездки, сообщить об этом, чтобы мы не оформляли двойное страхование.
- Для получения скидок в туристических объектах студентам следует иметь удостоверение международного образца.
- Для прохождения границы нужно иметь от 300 польских злотых на человека для пребывания на территории Польши до 3 дней.
- При планировании тура заложено в среднем 4 часа для прохождения украинско-польской границы. Если граница пересечется быстрее, то в программе возможны бонусы, если пересечение продлится дольше - будет сокращено время пребывания в Саноке.
- По желанию туристов менеджер тура может прислать электронный путеводитель «Саноччина», изданный в рамках общественного проекта «Тропами предков», который реализовывала общественная организация «Вырий» при поддержке Украинского культурного фонда.
- Тур подготовлен с общественной организацией "Вирий".

происходит в отелях и агро-усадьбах около города Sanok “Санок”, номера 2-3-х местные с удобствами.

проходит в заведениях общественного питания города Сянока по собственному вкусу и выбору.
проходит в ресторане в отеле в г. Сянок. Стоимость – 18 Zl.
происходит в ресторане гостиницы в г. Сянок. Стоимость – 15 Zl.
происходит в заведениях общественного питания села Команча. Стоимость – 20Zl.
можно купить продукты в супермаркетах Польши, чтобы перекусить во время стоянки автобуса на польско-украинской границе.


У вартість зазвичай ВХОДИТЬ (якщо інше не передбачено описом туру): проїзд комфортабельним автобусом, проживання, супровід гіда-екскурсовода, екскурсійне обслуговування в туристичних об’єктах, страхування на час подорожі.
Окремо Ви зазвичай оплачуєте вартість вхідних квитків і харчування (якщо інше не передбачено описом туру).
Ні, на жаль, не можна. Ми працюємо за 100% передоплатою.

