В Корчин — на летниско!

У Корчині, що над Стриєм, літают си буськи.

А живут там файні дівки — кличут їх Маруськи.

Їхну вроду і коралі видко аж здалека.

Чужі люди прозивают — корчинські смереки.

 

Да, именно так называют жителей села Корчин. Старожилы говорят, что там когда-то изобиловал густой еловый лес (оттуда ели) и горцы его корчевали, чтобы построить на этом месте деревню. Может быть, оттуда и происходит название Корчин. Он построен очень интересно: в форме бабочки с развернутыми крыльями между рекой Стрый, горной Большой рекой, Панской горой за рекой, лесистыми Лазами, Шпинь, вплотную к горе Коников, что действительно по форме напоминает лошадь.

Первое письменное упоминание о Корчине было в 1397 году, поэтому, селу ориентировочно — 620 лет. Раньше его называли климатически-купальной лечебницей и здоровым летниском, (потому что летом здесь лучше всего лечиться). В XIX в. сюда съезжались высокие австрийские чиновники, состоятельные евреи, шляхтичи, священническая знать, господа, высшая чиновничья элита из Львова. Там, «На Ковальщине», действовал санаторий для отдыха и оздоровления (от легочных недугов), с лечебной водой (железной), который впоследствии был разобран, а «На границе» — границе Корчина с Верхним Синевидским, еще и сейчас есть природный источник лечебной минеральной воды типа «Нафтуся». Чистый воздух, обольстительная красота гор, целомудренная тишина леса, его дары и купание в теплых целебных волнах реки Стрый, гостеприимство и искренность горцев, привлекали сюда отдыхающих. Село набиралось культуры, грамоты, обычаев от других народов, поэтому считалось самодостаточным, интеллигентным, скромным и очень хорошим и пригодным для каникул.

Вилла в с. Корчин. Фото: И.Чудийович

Его опоясывают пологие холмы с севера, и высокие хребты Карпат с самой высокой в этой округе горой Парашкой (1268 м). Слева медленно несет свои волны полноводная река Стрый. В нее впадает быстрая горная приток Великой реки, а вверху в ее русло вливается Малая река, берущая начало у подножия г. Парашки.

Украшением села является сакральный и архитектурный памятник — почти двухсотлетняя деревянная церковь Космы и Демьяна и часовня, построенные в бойкивском стиле (1824.).

Архивное фото.

Есть сельская управа, новые, построенные часовни в начале села -«На ряде» (так называют части села), в центре — «На теплице» и — «На Шляхте», юго-западной части. «На Ковальщине» частично восстановлен женский монастырь, где в советское время находился завод «Искра». Сейчас построена новая школа, старую разобрали. На том месте возвели памятник Ивану Франко, который не раз бывал в этой школе с просветительской миссией и общался с корчинцами. Когда в 1884 году по инициативе и непосредственному участию И. Франко было организовано «Путешествие русской молодижи», то ее участники прошли от Урича, через Подгородцы к Корчину, где великий мыслитель И. Франко прочитал реферат «О началах нашего народного возрождения во времена австрийского господства до наших дней», и это выступление было тепло принято местными людьми.

Памятник И.Франко. Фото: И.Чудийович.

Вдоль русла Большой реки между г. Шпинь раскинулась рукавом юго-западная часть села, которую до сих пор называют «Шляхта». Ошибочно полагали, что, возможно, здесь осела барская польская шляхта, но краевед и выходец из Корчина Семен Сородник, который в 30-х годах прошлого века собрал основательные данные о прошлом и настоящем села и разместил их в «Истории Корчинской шляхты», которая публиковалась в еженедельной газете «Думка» в Стрые в течение 1937-1938 годов. Исследование истории Корчинской шляхты он основывает на обширном историческом фоне всего села и делает выводы, что поляки к ней не имеют совершенно никакого отношения.

Корчин родил и взрастил много высокообразованных представителей интеллигенции, выдающихся общественных деятелей, ученых. Среди ярких фигур — Богдар (Богдан) Алексеевич Кирчив — священик УГКЦ, украинский писатель, поэт, общественный и политический деятель, поэт-лирик. Его братья — Павел Кирчив (1862-1916) — украинский писатель, педагог, общественный и культурный деятель и Константин Кирчив (1865-1937) — украинский общественный и культурный деятель в США. Гордостью нашего времени является Роман Федорович Кирчив (род. 1930 г.) — украинский литературовед, фольклорист, этнограф, доктор филологических наук, профессор, действительный член Научного общества имени Шевченко. Роман Федорович является автором более 500 работ по литературоведению, фольклористике, этнографии, истории украинского театра.

Прославил родной Корчин Хандон Иван Михайлович (1911-1989) — украинский художник, участник Украинского освободительного движения, политзаключенный. Он был членом украинских спортивных и образовательных организаций: «Пласт», «Сокол», «Родная школа», «Просвита». В 1930-х — член Организации украинских националистов (ОУН), политзаключенный советских концлагерей (1940-1950). Первые его сохраненные работы (хранятся во Львове у внучки Татьяны) датируются 1947 годом. С 1950 года до начала 1980-х годов находился в ссылке в деревне Ангарское (Красноярский край) и в г. Инта. Его работы были представлены на республиканских (Коми АР) и всесоюзной выставках в 1960-1970-х г.г. И. Хандон не имея соответствующего образования, профессионально творил, писал пейзажи, натюрморты, сюжетные композиции и портреты в технике акварельной и масляной живописи, использовал прием «сухой кисти», выполнял дизайнерские и мозаичные работы.

В одной из столовых выполнил уникальную работу, выложив из серо-черной гранитной плитки перекрестные трезубцы, которые вместе составляют впечатление двойного пола. Когда человек становится на него, то как-будто бы проваливается, и невольно кланяется. Таким и был замысел художника, который мечтал: «Они будут нам поклоняться…». Это большая искусная работа художника Ивана Хандона во время его пребывания в ссылке, а по возвращении домой, в 80-х годах, он нарисовал художественный баннер с улыбающейся украинкой в вышиванке, цветастом венке на голове (и это в советское время!) по дороге на Верхнее Синевидное с надписью «Счастливого пути!». Эту местность с тех пор так и назвали. И глубоко символично, там никогда не происходят досадные ДТП, словно кто-то действительно заботится о счастье крестьян.

Вилла в с. Корчин.
Фото: И.Чудийович

Отошла в вечность дочь Ивана Хандона — Наталья Немировская — общественный деятель, которая в 90–е года не побоялась в Красноярске возродить ячейки украинской культуры и истории, расчистить с помощью волонтеров заброшенные кладбища украинских националистов и заказать богослужения за их упокой.

Гордится Корчин и представителями современной интеллигенции. Так, уроженка села Мария Алексеевна Зубрицкая (род. 1957 г.), а теперь львовянка — украинский литературовед, переводчик, кандидат филологических наук (1991 г.), проректор Львовского национального университета им. И. Франко, ученый.

Перечень знаковых фигур — ученых, государственных чиновников, педагогов, медиков, общественных деятелей, — подвижников Корчина достаточно большой и продолжает расти достойная смена умных, национально сознательных личностей.

Пластуны с.Корчин (1920-тые гг)

Есть в селе памятные знаки об участии односельчан в освободительной борьбе УПА. Примечательно, что накануне 70-й годовщины создания УПА, после длительных поисков удалось найти место расположения бункера ГОСП ОУН-УПА на горе Кичере, который функционировал в течение 1946-1948 г.г. вблизи Корчина, о чем кратко написано на памятной доске, вмонтированной на высеченном камне «на Шляхте», возле остановки, у моста. Очаг пропаганды был так хорошо законспирирован, что его долгое время не могли найти емгебешные отряды. А решающей в поисках укрытия стала информация 85-летней машинистки ГОСП за 1945 г. – 1948 г., уроженки села Корчин Дарьи Малярчин-Шпиталь.

Тайник находился под г. Парашкой, как раз выше дороги на известном рекреационном привлекательном маршруте — водопад Гуркало, о чем свидетельствует указатель перед мостом в Корчине. Он будет интересен как для обычных туристов, так и для краеведов и исторических исследователей.

Чтобы посетить водопад, стоит хорошо рассчитать время и заранее позаботиться о сменной обуви. Ведь подъем к водопаду проходит по полевой дороге с многочисленными потоками, которые придется перепрыгивать и переброживать. Вас ждут длительные подъемы, каменистые тропы, лужи, ручейки и реки и вместе с тем прекрасные виды Карпат.

Гуркало — настоящее карпатское нерукотворное чудо, падающее с шумом и грохотом с высоты 5 метров. Он берет начало на склоне горы Парашка. Поскольку никаких указателей, которые доведут до водопада, нет, вам нужно иметь с собой подробную карту, а также спрашивать дорогу у местных жителей, а еще лучше — идти с проводником, или тем, кто в тех местах бывал. Вокруг водопад Гуркало окружен лесом, неподалеку высится гора Кичера, в подножии которой происходили бои УПА.

Водопад Гуркало
Фото: В.Олескив

Название водопада свидетельствует о его нраве и характере. Иногда его рев слышат даже в деревне. Это происходит, когда наводнения начинаются. Тоненькая струйка реки мгновенно превращается в беспощадную страшную водяную артерию. Через час ее русло стремительно расширяется, уровень воды поднимается на один-два метра, и тот грязный быстрый поток рвет берега, сносит все на своем пути. Горцы боятся за свои огороды, дома, имущество, а туристы рискуют оказаться в неуправляемом русле. Поэтому к Гуркалу лучше идти в хорошую солнечную погоду. Рядом с водопадом есть несколько зеленых полянок, где можно отдохнуть, почувствовать гармонию природы. Здесь живут дикие звери — олени, рыси, лисы, кабаны, волки, и даже водятся медведи, есть пресмыкающиеся и ядовитые змеи. Поэтому в лесу надо быть осторожными. Правда, летом они отходят вглубь лесных зарослей, подальше от шумных людей.

Водопад Гуркало

Издавна в селе старожилы рассказывали интересные истории об огромном расколотом, так называемом, Турецком камне или скале под названием «Турецкая баба», что до сих пор лежит в горах. Впоследствии ученые подтвердили вероятность культового назначения этого камня, потому что нашли там большое количество надписей позднего происхождения, и несколько более ранних петроглифов.

Этнографическая разведка по вопросу происхождения названия Турецкого камня обнаружила несколько сюжетов.

Например, что в разломе камня от татар пряталась девушка («женщина», «баба»), но она была убита: «… Там убили татары девушку. Или убили ее, или она сама умерла. Так, в турецком камне расщелина есть. Она туда убежала, спряталась и может она уже так погибла, потому что они ее оттуда не могли достать, может она уже не могла убежать оттуда, и там уже ее или мечами, или как…».

Краевед в начале ХХ в, Семен Сородник в своем исследовании об истории Корчинской шляхты писал: «…Недалеко от озера, при лесной дороге, стоит «Турецкий камень», скала расколотая пополам. Там то убил когда-то турок бабу, а что негде было ее спрятать, то он расколол мечом скалу надвое и в эту расщелину бросил свою жертву…».

Турецкий камень

Крестьяне вспоминают о здешнем мистическом глубоком лесном озере, которое находится в нескольких сотнях метров от памятника. Озеро небольшое и достаточно запущено, ни один из информаторов не смог указать на его название. Семен Сородник называет его «Слеза Фатимы». Старый местный перевод говорит, что оно было когда-то большое и глубокое, а в его водах жили лесные нимфы и лешие. Однажды заблудилась там молодая девушка и ее защекотали и втянули в воду. С тех пор по вечерам слышать у озера плач и причитания, просьбы о помощи…». Имя Фатима в названии озера не может не наводить на мысль о связи с бывшим присутствием татар на этих территориях и с Турецким Камнем. Удалось также зафиксировать сюжет о гибели татар вместе с телегами в озере, правда, подробности трудно выяснить.

Устно местные говорят, что до сих пор бытует обычай, идя мимо «бабы», кланяться ей, или целовать. Говорят, каменная «баба» или Турецкий Камень хранит тайны истории и спокойствие в Карпатах. Если к ним проявить неуважение, можно и без грибов и ягод или без своего багажа домой вернуться, или подвернуть ногу, например, споткнувшись о камень в реке…

Возвращаясь к селу назад, вы непременно будете проходить мимо горы Коников. Мало кто знает, что именно на ней весной расцветают роскошно красивые и с чрезвычайным приятным ароматом дикие орхидеи, в народе «кукушки». Их иногда так много, что они сливаются в целое фиолетово-белое море. Ароматы пьянящих запахов разливаются по всей долине и сводят с ума путешественников. Не одна Бойкиня, гуляя в долине и наблюдая за закатом, находила свою судьбу.

Гора Парашка

Чтобы отдохнуть у водопада или в долине диких орхидей, заранее позаботьтесь о необходимой норме еды, о средствах личной гигиены, о мазе от комаров. Возьмите с собой зонтик, палатку, карематы, фонарики, компас, нож, спички, сменную одежду. Только за один тур выходного дня вы посетите Гуркало, Парашку, оздоровитесь, наберетесь энергии, а, может, и найдете свою «дикую орхидею» и насладитесь неповторимыми пейзажами Карпат.

А еще в Корчине «На ряду» через Стрый реку проложен подвесной мост, с которого открывается вид на Парашку и есть дорога на пляжную зону «За риков» и на пологие склоны зеленой долины «Дубровы».

Здесь живут скромные, но искренние люди, которые просто так могут вам предложить чашку свеженького молока, фруктов, с десяток яиц… Им не жалко, а туристам приятно. Не верите — тогда приезжайте! Приглашаем в Карпаты!

(Visited 416 times, 1 visits today)
Поділитись з друзямиEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on LinkedIn
Linkedin
Pin on Pinterest
Pinterest




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *