Туроператор «Видвидай» сплачивает вокруг себя самых разных людей, которых объединяет желание путешествовать, познавать родной край и популяризировать нашу уникальную Украину. У каждого из них своя история, как они стали частью этого дружного коллектива и своя ответственная работа для слаженного функционирования сложного механизма одного из крупнейших туроператоров Западной Украины. Говорят, случайных встреч и знакомств не бывает. Рано или поздно каждое событие в жизни приводит к определенному результату. Так и случайная встреча выпускника исторического факультета Андрея Шевцива с директором компании Игорем Губилитом переросла в плодотворное многолетнее сотрудничество, которое продолжается до сих пор.
— Андрей, как судьба свела тебя с туроператором «Видвидай»?
— Четко помню нашу случайную встречу с Игорем Губилитом на улице. У нас было много общего в разговоре. К тому времени прошел год после того, как я закончил учебу на историческом факультете ЛНУ им. И. Франко и успел уже немного поработать по специальности. Моя тогдашняя работа касалась сферы исследований Украинского освободительного движения, в частности УПА. А Игорь в то время рассматривал возможность организации экскурсий по такой тематике. Не припоминаю, чья это была идея, но мы как-то разговорились и увидели общий интерес в этой теме. Этот разговор вылился в разработку цикла путешествий «Страна Героев». А потом все завертелось на совершенно другом уровне.
— Тогда ты знал о существовании такой турфирмы?
— Да, на тот момент я уже успел побывать их туристом. По инициативе моей жены (тогда еще будущей) мы ездили с «Видвидай» в тур на водопад Каменка и Скалы Довбуша. Именно в этой поездке узнал о фирме, а Игорь в этом туре, кажется, был руководителем группы. Правда, тогда я еще не думал о возможности совместной работы.
— Не рассматривал для себя туризм, как сферу, в которой сможешь работать?
-Все как-то случайно произошло. Сфера туризма принесла мне первый заработок в жизни. Еще в школьные годы свои первые деньги я заработал, проводя экскурсии по Львову. Я учился в школе с польским языком преподавания. К нам приезжали туристы из Польши. Школа сотрудничала с ними, у школьников средних и старших классов была возможность проводить экскурсии. Сначала заработал 10 грн. В то время для семиклассника это была мотивирующая сумма, такой, кажется, тогда была стипендия студента. Можно сказать, что первые гонорары дали крылья.
— Итак, будущую профессию историка выбирал уже сознательно?
— На самом деле, я сначала планировал поступить на журналистику. Кстати, будучи старшеклассником, я издал несколько выпусков школьной газеты, а также писал для молодежного журнала «Торба». Хотя историю я тоже любил, много читал и, вообще, мне этот предмет легко давался. В конце концов, между историей и журналистикой много общего. Собственно, это была одна из причин, почему я все же решил поступить на исторический факультет. Горжусь, что смог это сделать собственными силами и знаниями.
— И как складывалась карьера историка?
— Сразу после выпуска из Университета я начал работать по специальности. Работал на различных должностях в Центре исследований освободительного движения, в Национальном музее-мемориале жертв оккупационных режимов «Тюрьма на Лонцкого» и в Государственном мемориальном музее Михаила Грушевского во Львове. В этот период для меня наиболее значимым был проект документации воспоминаний участников освободительного движения и репрессированных. Впрочем, проработав около года по специальности, почувствовал, что ни история, ни журналистика не являются моим призванием и решил искать себя в других сферах.
Планировал быть экскурсоводом по Львову. Рассматривал и другие варианты. В частности в течение месяца стажировался в колл-центре «Киевстара». Я уже думал идти на работу к ним, но именно в это время Игорь предложил работу в «Видвидай». Это был сентябрь 2010 года, когда команда фирмы состояла всего из трех человек. Но эта работа выглядела куда интереснее, чем отвечать на звонки в колл-центре. Поэтому решил рискнуть.
Кстати, перед тем как получить предложение работать в «Видвидай», я уже реализовал на этой фирме один из разработанных мной туров. Это была экскурсия о Степане Бандере, которая успешно состоялась. А вскоре провел еще один тур: «К повстанцам на Золотую Поляну». Было приятно, что могу применять на новой работе знания, полученные по специальности.
— Освободительное движение, УПА, Степан Бандера… Почему ты выбрал именно этот период истории для своих исследований?
-Интересовался этой темой еще со школьных лет. Интерес подогревало в частности то, что не так давно эта тема в Украине была запрещена, и ее исследование только начиналось. Собственно тогда в библиотеках еще часто случалась советская литература, в которой этот вопрос освещался в искаженном виде или даже вообще не освещался. В известной степени для меня тогда это был некий «запретный плод». Также свою роль сыграло и то, что в моей семье были участники ОУН и УПА. Видимо, у меня все началось с того, что просто было интересно узнать об участии родственников в освободительной борьбе. Через некоторое время это переросло в чувство определенной миссии, понимание того, что эту работу важно делать именно сейчас, пока еще живы участники тех событий. Впрочем, впоследствии, по разным причинам, я все же решил искать себя в других сферах.
Собственно, в «Видвидай» мне нравится то, что здесь я могу себя по-разному реализовывать. В частности, для меня очень важно, то, что, кроме других своих должностных обязанностей, я еще могу участвовать и в благотворительном направлении деятельности компании.
— Какие благотворительные проекты уже удалось реализовать?
— Лично для меня самым важным проектом было оцифровывание украиноязычного озвучивания фильма «Олекса Довбуш». Дело в том, что было оригинальное и украиноязычное, и русскоязычное озвучивание фильма. Но украинская версия сохранялось только на пленке и была недоступной для широкой общественности. Поэтому этот фильм длительное время можно было просмотреть только с русскоязычной озвучкой. Как оказалось, для решения этой проблемы надо было не так уж и много. В прошлом году мы связались с киностудией Довженко, оплатили оцифровку украиноязычной озвучки и организовали показ. Тогда пришло довольно много людей, гораздо больше, чем мы ожидали. Было очень приятно чувствовать надобность работы, которую ты делаешь. Вообще приятно чувствовать свой вклад в историю.
А также у нас было и, надеюсь, будет еще много других благотворительных инициатив. Помогали ЕвроМайдану, неоднократно передавали деньги военным, поддерживали акции по сохранению архитектурных памятников и не только.
— Ты вел активную общественную работу еще со школьных лет. Пожалуй, случались и конфликты, и недоразумения с действующей властью?
— Еще какие! Девятиклассником ездил в Киев на акции «Украина без Кучмы». Позже присоединился к голодовке в поддержку Виктора Ющенко, который тогда был премьер-министром, с требованием не снимать его с этой должности. Организаторы акции думали, что я, как и они, студент, а не школьник. Мы вместе поехали в столицу, я тоже принимал участие в голодовке. Тогда мои данные записали милиционеры и потом пришли в школу. В школе сказали, что я нахожусь дома по состоянию здоровья, а вскоре в газете «Высокий Замок» вышла статья с заголовком «За Ющенко голодает даже школьник» с моим фото на первой полосе. Это было весной 2001 года.
— Досталось всем?
— За ту голодовку мне особенно не досталось. В общем, меня задерживали четыре раза, при разных обстоятельствах, за участие в политических акциях и событиях. В том числе в 2004 году судили за организацию акции и нарушение общественного порядка. Я тогда участвовал в гражданской кампании «ПОРА!». Мы организовывали акцию против коррупции в вузах. Администрация мединститута, где ее проводили, очень тяжело это восприняла, поэтому нескольких активистов задержали, в том числе и меня.
В жизни много интересных поворотов и пути людей часто переплетаются. В той же акции участвовал Богдан Сольчаник, а также Петр Чорний, с которыми я позже пересекся и в «Видвидай». Жаль, что Богдана с нами уже нет, что ему суждено было стать одним из Героев Небесной Сотни.
2001 года я тоже ездил на акцию «Украина без Кучмы», когда УНСО штурмовала Администрацию Президента. Когда возвращался, меня сняли прямо с эскалатора, немного побили. Хотя мы и не пересеклись на событии, но в той акции также задержали Игоря Губилита, он тоже в ней участвовал. Игоря забрали в райотдел, а меня, как школьника, достаточно быстро отпустили. Бурная была юность, есть о чем вспомнить.
— Сейчас ты работаешь в туризме. Для большинства людей это отдых, для тебя — работа. Как ты отдыхаешь?
— Отдыхаю вместе с семьей. Моей дочке Кате сейчас чуть больше трех с половиной лет. Этим летом мы втроем успели несколько раз съездить в Карпаты.
А как удается поехать с женой вдвоем, то путешествуем в туры от компании. В частности в прошлом году посетили место, в котором моя жена Маричка давно мечтала побывать, и где мне очень нравится — в парке Софиевка. Вообще работа в туристической фирме дает возможность понять, насколько богата наша земля интересными красотами и это, пожалуй, самое важное в туризме.
Предлагаем посмотреть интервью с Андреем, где он делится историями из жизни и работы в туроператоре «Видвидай»
Общалась Надежда Кугук