От одной вышиванки до целой коллекции

Львовянка Ульяна Явная на столько увлеклась давними рубашками, что собрала серьезную семейную коллекцию и открыла в городе магазин «Древняя народная одежда», ставший своеобразной визитной карточкой города и must-visit для туристов. Расположен он на улице Яна Жижки, 6. «Древняя народная одежда» манит аутентичным разнообразием не только одежды, но и ожерелья. Только перед сорочками глаза разбегаются.

C коллекции Ульяны Явной

«Я убеждена, что во Львове надо сделать три вещи:

— выпить кофе

— зайти в церковь

— купить / примерить / посмотреть / пощупать всю ту нереальную и сказочную красоту, которую собирала много лет Ульяна Явная в своей лавке «Древняя народная одежда». Потому что это любовь! С первого взгляда. К каждой одежки!»,- пишет в соцсети Наталья Щука. И с ней не поспоришь. Вещи в магазине действительно уникальны. И у каждой — своя история.

В магазине «Давняя народная одежда»

Не менее уникальна и сама Ульяна Явная — девушка, которая покорила кавказскую вершину Казбек, знает, как идти к цели, и имеет достаточно сил, чтобы спасти древнюю украинскую вышивку.

Она вместе со своей мамой уже пятый год хозяйничает в магазине «Древняя народная одежда». О своем увлечении — вышитыми рубашками Ульяна Явная помнит с юности. Девушка вспоминает, что всю жизнь любила все старое. А любимым местом у бабушки был чердак. Оттуда Ульяна вытащили все, что хотели сжечь.

Теперь Ульяна Явная дает вторую жизнь одежде, уцелевшей в селах Подолья, Покутья, Полесья…

С чего все началось

Древней народной одеждой Ульяна Явная начала интересоваться с тех пор, как вступила в скаутскую организацию «Пласт». Именно на пластунах девушка впервые увидела старую рубашку.

«Среди пластунов многие имели, одевали, особенно на вертепы. И то, пожалуй, впервые, где я увидела что-то или на гаивках в Шевченковском гаю. Я говорю о подростковом возрасте — 14-15 лет. А в 18 лет я впервые поехала на фестиваль в с. Шешоры и там я впервые купила старую рубашку, — вспоминает Ульяна Явная. — Это была рубашка из с. Старые Куты, вышитая фиолетовыми, коричневыми, темно-зелеными нитками, с цветочками. И тогда это у меня такой неистовый восторг вызвало! И я очень хотела Борщивскую- рубашку, но тогда у меня не было денег, и я не знала, где ее можно купить на самом деле. Потом я уже работала в туризме. Подруга моей мамы работала в «Союзе украинок» и попросила меня купить несколько старых рубашек. И мы купили сначала ей эти рубашки по-товарищески, а затем просили меня ее знакомые, и нам было сложно это делать так по-дружески и мы начали что-то на этом зарабатывать. И собственно, эта история началась с моей мамой. Я ушла из своей работы ради этого бизнесса и мы открыли свой магазин. Это было в 2012 -2013 году».

Бизнес для души

В магазин «Древняя народная одежда» заходят художники, преподаватели художественных вузов и коллекционеры. «Мы не рассчитываем на широкий круг потребителей. К нам может зайти трое. Может и никто за день не зайти. Также нам интернет помогает», — рассказывает Ульяна Явная. По ее словам, магазин не приносит каких-то баснословных денег, но с этого можно жить. В конце концов, это бизнес для души.

Сколько удалось собрать?

«Банально это начиналось, но вылилось в серьезную семейную сборку: народных костюмов — 50, но вещей значительно больше. Я уже собрала все рубашки, которые могла собрать. 10 борщивских! »- признается Ульяна Явная.

Борщивская вышивка

Давняя одежда часто нуждается в реставрации

«Обычно, вещи попадают к нам далеко не в лучшем состоянии. Мы уже их стираем, занимаемся реставрацией. То есть наша цель одежду в определенной степени сохранить. Ее в селах могли бы сжечь, а так могут заработать», — объясняет владелица магазина «Древняя народная одежда».

Пути поступлений

«Мы не ездим по селам. Пути очень разные. Есть несколько людей, которые делают это для нас. Некоторые люди сами к нам привозят, но это только 10%. Только лет десять в Украине активно интересуются давней одеждой. До этого это делали единицы. И давнюю одежду просто жгли, выбрасывали. Кто-то хранил, кто участвовал в самодеятельности. А когда за эти вещи начали давать деньги, фактически эти вещи были спасены. Сейчас идут такие жаркие споры между нашими музейщиками, которые считают, что их вообще не стоит трогать. Но пока бы музее до этого дошли, того бы не было, если бы не интерес общественности. Кроме того, какая-то часть довольно неплохих вещей в частных собраниях во Львове благодаря волне интереса к вышиванкам в 80-х годах среди интеллигенции. И сейчас или кто-то к тому потерял интерес, или нуждается в деньгах, и продает это на вторичном рынке».

Где больше сохранилось древней одежды

«Чем отдаленнее село и чем оно было беднее, тем дольше производили сами эту одежду и больше ее есть. В то время, как богатые села быстрее перешли на фабричное полотно, а затем, одежду.

Много давней одежды на Гуцульщине. Там ее носят, поэтому и сносили, и — объясняет Ульяна Явная — теперь трудно что-то приобрести в хорошем состоянии. Оно в пятнах, потому что этими вещами действительно пользовались.

В наиболее популярных регионах, таких как Гуцульщина, Буковина, Борщивщина уже почти ничего на продажу нет», — говорит Ульяна Явная.

Кто покупает старую одежду?

«Покупают в основном жители крупных городов: Киева, Львова, Тернополя, Ивано-Франковска. Или же диаспора. Это на самом деле очень малый процент, но в летний период, когда во многих отпуска, в магазине можно увидеть канадцев, которые приходят посмотреть, купить».

Лучше в Канаде, чем в ляде

«В Канаде, в США большое количество древних вещей сохранилось, и на самом деле это Слава Богу, потому что никому неизвестно, возможно, здесь начнется большая полномасштабная война. Это все будет уничтожено, а так где-то часть сохранится, — рассказывает Ульяна Явная, и добавляет:

— здесь есть еще одно критическое течение — ничего не продавать за границу. Это глупая идея. То есть в сплошь глобализованном мире бросаться такими идеями — это только выдает твою местечковость.

Мы уже имеем опыт с донецкими музеями, которые были разбросаны, разворованы. Кто знает, что будет с нами. Поэтому лучше, когда все не концентрируется в одном месте, а имеет несколько локаций».

Не каждая древняя рубашка стоит музея

«Надо перестать тешить себя иллюзиями, что каждая вышитая рубашка — это шедевр. Это не так, — уверяет Ульяна Явная. — Это была обычная бытовая вещь. Конечно, она была хорошо украшена. Но шедевров среди древних рубашек так же, как среди нашей одежды. То есть мы ходим в привычной одежде, только что-то там действительно очень хорошее. Его сколько? 2% .Так же с вышитыми рубашками. Это просто памятники бытовые, исторические. Они констатируют факты, как жили наши предшественники. Но отнюдь не каждая древняя рубашка должна быть в музее. Где тот музей должен набрать столько площадей и зачем им того столько? То есть для чего 500 однотипных рубашек обычных. Поэтому я считаю, что шедевры должны быть сохранены в музеях, в частных собраниях, а остальные пусть лучше будут изношены, чем сожжены».

Современный крой лучше старой мешковатости

Ульяна Явная не является сторонницей репликаций, то есть копий: «Я думаю, что надо делать современные выкройки, перенимать что-то лучшее из того, что было сделано, потому что нет смысла ходить в старых мешковатых рубашках в 21 в. Мы должны идти вперед. Мы не можем «зависать» в 19 веке или в нач. 20-х гг».

Борщивскую рубашку позволить себе может не каждый

«Больше всего говорят о Борщивских рубашках. На самом деле не каждый может себе ее позволить. Потому что она действительно дорогая. Средняя цена – 12 000 грн. Может быть дороже. Современные реплики стоят не меньше. Действительно интересная обойдется примерно в 20 тыс. грн, потому что это фактически год работы. И если хорошие материалы брать, то она меньше стоить не может никак. Мы, как правило, побуждаем людей вышивать самостоятельно, — говорит Ульяна Явная. — Если кто-то хочет роскошную рубашку, мы предоставляем все возможности: делайте замеры, фотографируйте себе и вышивайте на здоровье».

Борщивские сорочки

Кстати, о фотографирования. Ульяна Явная недавно начала осваивать профессию фотографа. Она посещает соответствующие курсы. А еще совершенствует английский и много читает. Этим летом одолела пятикилометровую кавказскую вершину. Делала первые шаги в альпинизме.

Она постоянно в поиске и совершенствовании. Такая неуемная Ульяна. Девушка, которая может удивить и очаровать.

Фото: www.facebook.com/ulyana.yavna , www.facebook.com/folkshirt/

(Visited 279 times, 1 visits today)
Поділитись з друзямиEmail this to someone
email
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on LinkedIn
Linkedin
Pin on Pinterest
Pinterest




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *